Управление лицеем осуществляется в соответствии с законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом МОАУ «Лицей №2» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Проектирование оптимальной системы управления МОАУ «Лицей №2» осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
Управление лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития лицея сложилась структура, в которой выделяется 4 уровня управления:
Первый уровень: Директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Наблюдательный совет, Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива.
Наблюдательный совет является высшим органом самоуправления, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием и представляет интересы всех участников образовательного процесса, т.е. учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, педагогических и других работников школы, представителей общественности и Учредителя.
Педагогический совет - коллективный орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития лицея, рассматривает проблемы, подготовленные методическим советом лицея, администрацией, несет коллективную ответственность за принятые решения.
Общее собрание трудового коллектива объединяет всех членов трудового коллектива. Оно решает вопросы, связанные с разработкой Коллективного договора, Правил внутреннего распорядка, проектов локальных актов лицея. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.
Родительский совет лицея в период между заседаниями Управляющего совета лицея в роли органа управления выступает общешкольный родительский совет, который содействует совершенствованию материально-технической базы лицея, благоустройству её помещений и территорий; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития лицея; содействует организации конкурсов, фестивалей, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий лицея; рассматривает другие вопросы, отнесенные к его компетенции Положением о Родительском совете.
Особое место в системе деятельности МОАУ «Лицей №2» занимает профсоюзная организация ее возглавляет Займак Анжелика Вячеславовна.
Второй уровень - заместители директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы и выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами.
Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство методического объединения выбирается из состава членов методических объединений и утверждается директором лицея. Методическое объединение ведет методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ результатов образовательного процесса, имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с администрацией лицея и в своей работе подотчетно ей. Творческая группа учителей - временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.
Четвертый уровень - учащиеся, родители. Здесь органами управления являются общешкольный родительский совет. В период между заседаниями Управляющего совета лицея в роли органа управления выступает общешкольный родительский совет, который решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, развития материальной базы лицея, принимает участие в развитии учебного учреждения. Ученическое самоуправление лицея на этом уровне обеспечивает реализацию принципов демократизации, общественного характера управления. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
К структурным подразделениям лицея также относятся библиотека, столовая. Сложившаяся модель структурных подразделений соответствует функциональным задачам лицея, все структурные подразделения выполняют основные задачи, определенные планом работы лицея. Основная цель и задачи развития разворачиваются соответствующими управленческими действиями, которые учитывают нормативно-правовые, финансово-экономическими, кадровые и психолого-педагогические особенности учреждения и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством РФ к ведению общеобразовательного учреждения.
В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления.
В лицее разработаны функциональные обязанности для работников каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждении.
Учебно-воспитательный процесс:
- контроль за выполнением программы всеобуча
- контроль за состояние преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандартаобразования;
- контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
- контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;
- контроль за качество знаний, умений и навыков учащихся;
- контроль за внеклассной работой по предметам;
- контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.
Педагогические кадры:
- контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
- контроль за работой методических объединений;
- контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;
- контроль за самообразованием учителей;
- контроль за состоянием методической работы;
- контроль за повышением квалификации учителей.
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.